Рыбка Ёц
Сходили вчера на "Призрака в доспехах". Мне понравились визуальные отсылки к первоисточнику и на этом, в общем-то, все. Я довольно прохладно отношусь к киберпанку в целом, но своей красоты у него, безусловно, не отнимешь. И все-таки по сравнению с классическим сай-фаем "Призрак" и ему подобные устарели намного быстрее. Взять хотя бы сам мир. Голографическая реклама размером с небоскреб уже не кажется чем-то уместным в сколько-нибудь правдоподобной картине будущего. Теперь это просто киношный прием, призванный заставить зрителя чувствовать себя среди всех этих бликующих неоновых огней так же неуютно, как главная героиня. Или кибер-глаза Бато, убожеству которых нет никакого разумного объяснения в мире, где уже научились делать андроидов, почти неотличимых от людей. Я осознаю, что, скажем, хипстеры, охотящиеся на покемонов, выглядели бы для наших предков не менее сюрреалистично. Но такие милые глупости киберпанку не свойственны. Этот жанр в целом зиждется на человеческом пессимизме и глубинном страхе перед новшествами, и не стесняется жульничать, чтобы достигнуть нужного эффекта. Киберпанк берет самые безысходные пейзажи мегаполисов современности и добавляет щепотку фантастики, удобно опуская те сферы жизни, где технологии делают жизнь человека безопаснее и проще даже в мелочах, и переходя непосредственно к шок-контенту: торговле органами, уродливым шрамам от имплантов, роботам-проституткам и власти порочных мегакорпораций. Так, словно коррупция, бедность и преступность появились вместе с прогрессом. Хотя на самом деле единственным злом в эталонных киберпанк-сеттингах является нищета: уберите пятисантиметровый слой грязи с одежды и улиц и поменяйте лампочки в подъездах - и ужасы киберпанка рассосутся сами собой.

Слабость фильма, на мой взгляд, именно в том, что он усугубляет и без того наивную формулу оригинала. То, что аниме можно было простить в силу возраста, здесь уже выглядит бельмом на глазу. В первоисточнике героиня не уверена полностью, что она человек, а не машина. Это порождает философские вопросы на тему, равнозначны ли искусственный и человеческий интеллект, существует ли личность отдельно от тела, и так далее. В фильме сценаристы пошли совсем другим путем. Если в аниме у людей уже, в принципе, были технологии, чтобы создать достаточно сложный ИИ, здесь для управления супероружием понадобился человеческий мозг. И вот зловещая корпорация зачем-то похищает группку бомжующей молодежи и ставит на них жестокие опыты. Вы только задумайтесь, сколько опций у них было вместо этого! Парализованные люди с полностью функциональным мозгом, смертельно раненые жертвы автокатастроф (так, кажется, было в каноне), да хотя бы просто добровольцы, которым можно наобещать с три короба, и они сами побегут записываться в киберсолдаты. И никаких проблем с лояльностью. Но без этого, конечно, не было бы драмы и избиения студентов резиновыми дубинками.
Особенно показательна сцена, где Мира/Матоко приходит к своей настоящей матери, и та кипятит воду в чайнике со свистком и изливает душу незнакомой девушке: рассказывает про свою дочку, которая убежала из дома, чтобы протестовать против технологий, разрушающих человеческую жизнь. Задумайтесь на минуту, что эта добрая старушка, вообще говоря, еще не родилась. Что это дочка или внучка ваших современников. Такие персонажи, олицетворяющие, по идее, ценности прежнего, традиционного мира, изначально анахронистичны, поскольку старики той эпохи не будут похожи на привычных нам стариков. Этими стариками когда-нибудь будем мы. Мать Матоко будет с грустной улыбкой стирать пыль не с кукол в традиционных костюмах, а с экшен-фигурок. И вместо того, чтобы поверить на слово странным людям, принесшим ей прах ее дочери, она попробует узнать правду, распространив информацию в соцсетях. Люди будущего не будут мучиться вопросом, сколько процентов тела можно заменить, чтобы оставаться человеком, но, когда счет перейдет на проценты мозга, все станет менее однозначно. В новом "Призраке" же, увы, главная проблема героини - банальная амнезия, а для этого и фантастический сеттинг, вроде бы, толком и не нужен.

@темы: кино