"Хэллбой" и "BPRD" - комиксы-сериалы, созданные Майком Миньолой в соавторстве с другими художниками и посвящённые событиям, разворачивающимся в так называемой "вселенной BPRD" или "Mignolaverse" с начала Второй Мировой Войны и до наших дней. Аббревиатура расшифровывается как Bureau for Paranormal Research and Defense и, как следует из названия, указанное агентство занимается исследованиями сверхъестественного и оперативным закатыванием губы нечистой силе, которая угрожает мирному сну американских граждан. Впрочем, деятельность бюро распространяется далеко за пределы США, не затрагивая разве что Россию, где, разумеется, есть аналогичная организация - но это уже совсем другая история.
По законам жанра многие бравые агенты сами мало похожи на людей.
Например, Хэллбой - титульный персонаж серии - натуральный хвостатый чёрт, в детстве попавший к людям в результате оккультных экспериментов нацистов. Воспитанный добрым профессором на американской военной базе, демон вырос ершистым, но в целом порядочным гражданином, выбивающим дурь из вампиров и оборотней каменным кулачищем; подружился с викторианским ихтиандром Эйбом и готичной девушкой-пирокинетиком Лиз; поставил фингал всамделишной Бабе Яге, вынул меч из камня, влюбился... в общем, совершил много славных подвигов. Но всё это время над героем, как водится, довлела загадка его происхождения: гитлеровцы-то призывали антихриста - и совсем не факт, что у них не получилось.
читать дальшеК сожалению, вне зависимости от желания протагониста и стороны, которую он займёт в надвигающейся войне людей и нечисти, а также чего похуже, апокалипсис всё-таки случится. И это не такой большой спойлер, так как действие спин-оффа "BPRD" почти сразу бросает читателя в горнило упомянутой войны, после того, как пути Хэллбоя и его товарищей расходятся, возможно, раз и навсегда. Столкнувшись с проблемой финансирования, бюро переезжает на заброшенную военную базу в горах, которая сама по себе хранит немало зловещих секретов, а во главе оперативной группы становится армейский капитан с мутным и кровавым прошлым. Внутри пёстрой команды нарастают разногласия. Тем временем крупные города подвергаются атакам чудовищ, как в свежем блокбастере "Тихоокеанский рубеж" - но хуже. Мало того, что каракатицы размером с небоскрёб лезут прямо из-под ног, они выделяют испарения, превращающие людей в "новую, совершенную расу".
Сверхлюди как они есть.
Если "Хэллбой", знакомый широкой аудитории по вольным киноадаптациям Гильермо Дель Торо, представляет собой лоскутное одеяло из кельтских, русских и африканских мифов в жанре мистического боевика с супергероем в главной роли, то "BPRD" рисует масштабную картину судного дня в лавкрафтовских красках. При этом банальные упыри и ведьмы никуда не исчезают из повествования. Элемент триллера сохраняется, так как агенты бюро даже в разваливающемся на куски мире продолжают заниматься своим делом, проникая в дома с привидениями и руины древних цивилизаций в поисках спасительной соломинки для человечества или ответов на собственные вопросы. В общем, на любителя найдутся и эпические битвы с драконами, и охота на бигфута в снежной американской глубинке, и зомби-апокалипсис.
Яркая палитра героев упакована в униформу и повседневную одежду, чтобы не выглядеть слишком уж эпатажно, хотя такие самородки, как гомункул 14-го века с голым задом и мировоззрением ребёнка, всё равно не спрячешь. Нормальные люди - учёные и оперативники - намного превосходят фриков числом, но, конечно, авторского внимания им достаётся меньше, а обречённых на смерть "краснорубашечников" среди них больше. Тем не менее, в комиксе есть ряд историй, посвящённых находчивости и героизму агентов без сверхспособностей. Злодеи, в свою очередь, делятся на нечисть, враждебную по своей природе, и самопровозглашённых спасителей человечества от катастрофы - представителей культов и тайных обществ. Фольклорные персонажи, к слову, вызывают намного больше сочувствия, чем иллюминаты и фашисты в скафандрах.
Вендиго - бессмертное чудище из канадских лесов, в котором живёт душа убитого им человека. В данном случае - добропорядочного семьянина.
Внутри бюро тоже накаляется конфликт и не один. Претенденты в негодяи наметились уже сейчас, но кто из них перешагнёт черту первым - интрига. По мере того, как агенты-нелюди перестают быть таким же мифом в глазах обывателей, как и нечистая сила, с которой они борются, их ожидаемо клеймят чудовищами и записывают в общую лигу с незваными гостями из-под земли. Стоит ли говорить, вопрос "что делает человека человеком" - одна из главных философских тем комикса.
К общим недостаткам серии я бы отнесла меняющиеся в зависимости от текущего художника стиль и качество рисунка. Некоторых персонажей от выпуска к выпуску не узнать. Потом - о, беда многих комиксов - многочисленные ответвления сюжета иногда вносят путаницу. Так, практически второй по значимости агент бюро и лучший друг Хэллбоя рыбочеловек Эйб Сапиен несколько томов назад обзавёлся собственным спин-офф сериалом. Та же судьба постигла нескольких героев из прошлого, связанных с актуальными событиями. Вселенная разрастается лавинообразно - и это не считая кроссоверов типа "Хэллбой/Бэтмэн". Собрать и прочитать всё не так сложно, но важно соблюдать хронологию выхода глав.
Из субъективных замечаний - конечно, русская и немецко-фашистская "клюква". При этом русский фольклор Миньолой обрисован любовно, по крайней мере, уж не менее аккуратно, чем "родная" легенда о короле Артуре. А вот современная Россия такая же попсово-киношная, как эсэсовцы-чернокнижники. Впрочем, это комикс об оживших мифах - в том числе, видимо, и мифах современных.